Супервизия

Супервизия – эффективный метод повышения качества предоставляемых социально-медицинских услуг, с помощью которого более опытный специалист-супервизор помогает супервизанту или супервизионной группе выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с принятыми стандартами.

Супервизия является методом повышения квалификации социальных и медицинских сотрудников сферы общественного здравоохранения. Она основывается на принципах и стандартах предоставления медико-социальных услуг.

Супервизия может быть предложена сотрудникам с учетом специфики ее различных форм (например, индивидуальная, групповая). Индивидуально и для малых групп консультантов (3-5 человек) супервизия может проводиться дистанционно (онлайн –супервизия).

Сотрудники проекта должны иметь регулярный доступ к супервизии с целью повышения эффективности предоставления услуг и профилактики профессионального выгорания.

Функции супервизии

Образовательная функция – развитие умений, навыков супервизантов для повышения качества предоставляемых услуг. Она осуществляется путем анализа и исследования работы супервизанта с клиентами/пациентами. В процессе такого исследования супервизор может помочь супервизанту:

  • лучше понять эмоциональное состояние и потребности клиента/пациента;
  • осознать собственные реакции на клиента/пациента;
  • исследовать более эффективные способы работы в сложных ситуациях.

Поддерживающая функция – профессиональная поддержка консультанта, который часто подвергает себя воздействию негативных эмоций и переживаний, испытываемых клиентом/пациентом. Консультанту следует научиться осознавать особенности своего реагирования на такие состояния и научиться справляться со своими реакциями на сложные эмоциональные проявления клиента/пациента.

Корректирующая функция – выявление того, что препятствует выполнению профессиональной деятельности, осознание проявлений стигматизации и дискриминации по отношению к представителям групп наивысшего риска.

Принципы супервизионной работы

Конфиденциальность

Содержание супервизии строго конфиденциально.

Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать кому бы то ни было сведения о проходящих супервизию сотрудниках и их клиентах/пациентах, если на это не получено согласие всех сторон.

Безопасность

Супервизор делает все возможное, чтобы обеспечить в ходе совместной работы социально-психологическую безопасность супервизантов и их клиентов/пациентов.

Компетентность

Супервизоры должны адекватно оценивать собственную профессиональную компетентность, развивать ее и действовать в ее пределах.

Границы супервизии

Супервизия может содержать элементы обучения или личностного развития, но личные проблемы супервизанта, касающиеся его частной жизни, не являются сферой супервизии. Проработка этих проблем в ходе супервизии допустима только в том случае, если они тесно переплетены с профессиональной деятельностью и лишь в той степени, насколько они влияют непосредственно на работу супервизанта как специалиста.

Вопросы ответственности

Супервизоры и супервизанты обязаны использовать время с наибольшей отдачей для участников.

Супервизоры обязаны обозначить и сохранять границы между супервизией и другими профессиональными или личными отношениями.

Супервизоры и супервизанты должны заботиться о том, чтобы никакие личные или социальные контакты между ними не оказывали неблаготворного влияния на эффективность супервизии.

Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство супервизантов и их клиентов/пациентов, с уважением относиться к особенностям поведения, обусловленным происхождением, социальным положением, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и особенными потребностями.

Супервизор обязан обеспечивать свои эмоциональные потребности вне ситуации супервизии и независимо от отношений с супервизантом. Супервизоры обязаны воздерживаться от проведения супервизии, временно или постоянно, если их работа нарушается в силу личных или эмоциональных затруднений, болезни, под влиянием алкоголя или наркотических веществ, либо по другой причине.